Один из самых известных образов русской литературы. От его фамилии происходит понятие «хлестаковщина», обозначающее непомерное враньё-хвастовство.
Что роднит городничего и Хлестакова? (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
Хлестаков, Иван Александрович — инкогнито из Петербурга, хвастливо уверявший испуганных обывателей безымянного уездного городка в том, что у него: «можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение, я спрашиваю? В отличие от мифических курьеров Ивана Александровича, воплощения его образа в искусстве давно перешагнули за 35 тысяч. Хлестакова запечатлели в графике, живописи, скульптуре, театре, кино как известные, так и не очень, мастера разных видов и жанров творческой деятельности. Выставка представляет вашему вниманию часть фондовой коллекции музея Дома Гоголя, посвященной герою бессмертной комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» Различная трактовка этого образа художниками вскрывает многогранность характера Хлестакова.
В уездном городе, от коего «три года скачи, ни до какого государства не доедешь», городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, собирает чиновников, дабы сообщить пренеприятное известие: письмом от знакомца он уведомлен, что в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписанием». Городничий — всю ночь снились две крысы неестественной величины — предчувствовал дурное.
Гоголь высмеивает такие пороки общества, как взяточничество и подхалимство. Неслучайно и то, что постановка пьесы на сцене сильно оскорбила чиновников высшего эшелона. Это говорит о том, что автор попал в самую точку, высмеивая недостатки действующей власти.